Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
В школе отсутствует ряд условий, позволяющие инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими:
- специально оборудованные учебные кабинеты;
- объекты для проведения практических занятий;
- библиотека;
- объект спорта;
- о средствах обучения и воспитания;
- обеспечения беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
- специальные условия питания;
- специальных условиях охраны здоровья;
- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- электронных образовательных ресурсах;
- наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;
- жилые помещения, общежитиия, интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лиц с ОВЗ.